Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Чемпионат мира по футболу 2018 Россия, 14 июня — 15 июля
0 д 0 ч 0 м
До матча Уругвай - Россия
тв
Группа A
14.06 завершен Россия 5
Саудовская Аравия 0
тв
Группа A
15.06 завершен Египет 0
Уругвай 1
тв
Группа B
15.06 завершен Марокко 0
Иран 1
тв
Группа B
15.06 завершен Португалия 3
Испания 3
тв
Группа C
16.06 завершен Франция 2
Австралия 1
тв
Группа D
16.06 завершен Аргентина 1
Исландия 1
тв
Группа C
16.06 завершен Перу 0
Дания 1
тв
Группа D
16.06 завершен Хорватия 2
Нигерия 0
тв
Группа E
17.06 завершен Коста-Рика 0
Сербия 1
тв
Группа F
17.06 завершен Германия 0
Мексика 1
тв
Группа E
17.06 завершен Бразилия 1
Швейцария 1
тв
Группа F
18.06 завершен Швеция 1
Южная Корея 0
тв
Группа G
18.06 завершен Бельгия 3
Панама 0
тв
Группа G
18.06 завершен Тунис 1
Англия 2
тв
Группа H
19.06 завершен Колумбия 1
Япония 2
тв
Группа H
19.06 завершен Польша 1
Сенегал 2
тв
Группа A
19.06 завершен Россия 3
Египет 1
тв
Группа B
20.06 завершен Португалия 1
Марокко 0
тв
Группа A
20.06 завершен Уругвай 1
Саудовская Аравия 0
тв
Группа B
20.06 завершен Иран 0
Испания 1
тв
Группа C
21.06 завершен Дания 1
Австралия 1
тв
Группа C
21.06 завершен Франция 1
Перу 0
тв
Группа D
21.06 завершен Аргентина 0
Хорватия 3
тв
Группа E
22.06 завершен Бразилия 2
Коста-Рика 0
тв
Группа D
22.06 завершен Нигерия 2
Исландия 0
тв
Группа E
22.06 завершен Сербия 1
Швейцария 2
тв
Группа G
15:00 завершен Бельгия 5
Тунис 2
тв
Группа F
18:00 не начался Южная Корея
Мексика
тв
Группа F
21:00 не начался Германия
Швеция
тв
Группа G
24.06 не начался Англия
Панама
тв
Группа H
24.06 не начался Япония
Сенегал
тв
Группа H
24.06 не начался Польша
Колумбия
тв
Группа A
25.06 не начался Уругвай
Россия
тв
Группа A
25.06 не начался Саудовская Аравия
Египет
тв
Группа B
25.06 не начался Иран
Португалия
тв
Группа B
25.06 не начался Испания
Марокко
тв
Группа C
26.06 не начался Дания
Франция
тв
Группа C
26.06 не начался Австралия
Перу
тв
Группа D
26.06 не начался Нигерия
Аргентина
тв
Группа D
26.06 не начался Исландия
Хорватия
тв
Группа F
27.06 не начался Южная Корея
Германия
тв
Группа F
27.06 не начался Мексика
Швеция
тв
Группа E
27.06 не начался Сербия
Бразилия
тв
Группа E
27.06 не начался Швейцария
Коста-Рика
тв
Группа H
28.06 не начался Япония
Польша
тв
Группа H
28.06 не начался Сенегал
Колумбия
тв
Группа G
28.06 не начался Англия
Бельгия
тв
Группа G
28.06 не начался Панама
Тунис
1/8 финала
30.06 не начался 1C
2D
1/8 финала
30.06 не начался 1A
2B
1/8 финала
1.07 не начался 1B
2A
1/8 финала
1.07 не начался 1D
2C
1/8 финала
2.07 не начался 1E
2F
1/8 финала
2.07 не начался 1G
2H
1/8 финала
3.07 не начался 1F
2E
1/8 финала
3.07 не начался 1H
2G
1/4 финала
6.07 не начался П 49
П 50
1/4 финала
6.07 не начался П 53
П 54
1/4 финала
7.07 не начался П 55
П 56
1/4 финала
7.07 не начался П 51
П 52
1/2 финала
10.07 не начался П 57
П 58
1/2 финала
11.07 не начался П 59
П 60
Матч за 3-е место
14.07 не начался Пр 61
Пр 62
Финал
15.07 не начался П 61
П 62
https://sportmail.ru/football2018/news/33775844/
14 июня 2018, 11:47 | Forbes

Финансовый пылесос. Что будет со стадионами после чемпионата мира

В западных странах научились проектировать спортивные стадионы таким образом, чтобы они генерировали максимальную прибыль вне матчей. В России ситуация противоположная. Футбольные арены для чемпионата мира 2018 года созданы исключительно для игр, а способы монетизации огромных объектов недвижимости предусмотрены только в Москве и Казани.

Увеличить
Видимо, что-то случилось...

К сожалению мы не можем отобразить эту картинку.
Сообщение об ошибке автоматически отправлено
в службу поддержки. Приносим свои извинения

В России к чемпионату мира по футболу 2018 года подготовили 12 арен в 11 городах. Три из них реконструировали: это «Лужники» в Москве, «Фишт» в Сочи и «Екатеринбург Арена» в столице Свердловской области. Остальные девять построили с нуля по индивидуальным проектам.

Вместимость площадок на полуфинале составит 60 тысяч человек, на матче открытия и в финале — 80 тысяч человек. Менее масштабные матчи примут стадионы вместимостью 35 тысяч мест. Согласно требованиям ФИФА, все российские арены оснащены натуральными газонами и ярусом VIP-трибун; трибуны полностью спрятаны под крышей, а чаши стадионов обеспечивают 100%-ную видимость поля с любой точки.

В мире есть несколько знаменитых стадионов со своими спецэффектами. Это арена в Мюнхене, покрытая надувным фасадом по технологии мембранных подушек, наполненных воздухом и имеющих разноцветную подсветку. Стадион «Мерседес-Бенц» в американской Атланте с крышей-трансформером из восьми лепестков и 360-градусным медиаэкраном. Арена Всемирных игр-2009 на Тайване в виде свернувшейся змеи с крышей, полностью покрытой солнечными батареями, которые обеспечивают энергией стадион и прилегающий район.

В России таких архитектурных прорывов не случилось, но объекты вполне сравнимы по уровню воплощения с европейскими и американскими аналогами. «Лужники», «Казань Арену» и «Екатеринбург Арену» оборудовали огромными медиа-экранами, стадион «Санкт-Петербург», более известный как «Зенит Арена», обзавелся уникальным выкатным полем, «Волгоград Арену» снабдили самой большой в России вантовой крышей. У стадиона «Самара Арена» купол из металлоконструкций, похожий на космический объект, который превышает в диаметре 300 м — больше, чем у «Лужников».

Стадион "Спартак"

Сколько стоят стадионы

Финансовая сторона вопроса в случае со стадионами — открытая информация. В стадионы вложено 214,5 млрд рублей. Если разделить эту сумму на количество арен, получается в среднем 20,1 млрд рублей или €276 млн на каждый объект.

Стадион «Спартак» построен за счет частных инвестиций: на его возведение потратили 14,5 млрд рублей, что эквивалентно €198,7 млн. По словам председателя оргкомитета «Россия-2018» Алексея Сорокина, инвестиции в проведение чемпионата мира по футболу в России достигли 680 млрд рублей с учетом стадионов и других объектов инфраструктуры. Ожидается, что на ежегодное содержание каждого стадиона после ЧМ понадобится в среднем 300 млн рублей.

Согласно концепции программы «Наследие», государство закладывает порядка 300−370 млн рублей в год на эксплуатацию одного стадиона (всего 12,95 млрд рублей до 2023 года), однако реальные цифры могут оказаться выше. Речь идет о стадионах в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске, построенных за счет средств федерального бюджета. Все они будут переданы в собственность субъектов РФ. Столичные стадионы, а также казанский и питерский объекты уже имеют согласованную бизнес-модель от операторов или собственников.

Для сравнения, арена в Мюнхене обошлась в 2005 году в €340 млн (около 25 млрд рублей), что сопоставимо с тратами на реконструкцию похожих по вместительности «Лужников» (24 млрд рублей); на строительство стадиона «Мерседес-Бенц» в Атланте потратили $1,6 млрд (€1,36 млрд или 99 млрд рублей); строительство национального олимпийского стадиона в Пекине обошлось в $423 млн (11 млрд рублей в 2008 году), на возведение арены Всемирных игр-2009 на Тайване израсходовали $150 млн (9,3 млрд рублей); арена «Ювентуса» в Турине обошлась в 2011 году в €105 млн (6,5 млрд рублей в современных ценах).

Есть ли окупаемость

Стадионы в Европе и Америке окупаются через 10−15 лет использования, в России прогнозируемые сроки окупаемости уходят за горизонт 50 лет, рассказал консультант службы оказания услуг спортивным организациям PwC Кирилл Тихонов. Экономика зависит от посещаемости стадионов. По данным Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ), нынешний футбольный сезон 17/18 стал рекордным по посещаемости: в среднем каждый матч посетили 13 971 человек. В прошлом сезоне этот показатель составлял 11 415 зрителей на матч.

При этом роста посещаемости матчей наших футбольных лиг, как можно было бы ожидать в связи с ЧМ, не ожидается. Согласно исследованию PwС, в Германии, Австрии, Швейцарии, Польше и Франции максимальный рост в течение пяти-семи сезонов после чемпионатов составил всего 6%.

Арена в Санкт-Петербурге

На чем зарабатывают стадионы

В мировой практике футбольные стадионы стараются диверсифицировать свои статьи доходов. Профильную загрузку обеспечивают футбольные клубы, которые играют на домашних стадионах. Согласно отчету PwC, аренда стадиона для тренировок и игр приносит от 40 до 60% прибыли: в Европе, Америке, Австралии и ЮАР футбольный клуб, который является якорным арендатором, проводит по 24 матча в год и использует стадион 105 дней в году.

Основными арендаторами некоторых российских стадионов после ЧМ будут клубы, не играющие в российской премьер-лиге. Каждый матч ФНЛ — второго по рангу турнира в России — в среднем посещает менее 2 500 человек. Это не сможет обеспечить стадионам Нижнего Новгорода, Саранска, Волгограда и Калининграда хорошую посещаемость в дни матчей.

Далее идут доходы от продажи билетов и абонементов на матчи. Выручка ФК «Ювентус» в дни матчей составляет четверть от всей выручки в €388 млн евро (данные за 2016 год). Отдельные статьи — продажа бизнес-лож на VIP-трибуне, реклама на стадионе и продажа названия. В Европе эта статья доходов зачастую превышает поступления от продажи билетов.

В России возможности заработка по этому пункту ограничены. Определенный доход приносят музеи клубов и экскурсии на стадионе — это, кстати, планируется на всех российских аренах. Музей «Ювентуса» посещают до 170 000 человек в год. Еще одна возможная статья доходов — проведение мероприятий по другим видам спорта (регби, американский футбол, хоккей на траве). Увы, в российских условиях эти виды спорта вряд ли смогут собрать достаточное количество людей.

Стадионы также проводят целый ряд непрофильных мероприятий: концертов, выставок, фестивалей, ярмарок. Мировая статистика показывает, что ориентированные на получение дохода стадионы проводят около 180 мероприятий в год; есть даже практика сдачи стадионов в аренду для проведения свадеб — на европейских стадионах в среднем проходит по пять-шесть свадеб в год. В России проведение масштабных концертов на открытых стадионах имеет сезонные ограничения; доходность от таких событий не очень высокая, а нагрузка на натуральное покрытие поля большая.

В числе перспективных статей дохода стадионов — проведение деловых мероприятий и сдача площадей в аренду. Хорошие арендаторы — рестораны, спортивные секции и школы, спа-салоны, детские игровые зоны. Перспективна и организация фитнес-центров, которые будут востребованы местными жителями.

Почему в России все не так

Имеется ли в составе новых стадионов к ЧМ необходимая инфраструктура, которая позволила бы им зарабатывать? Нет, коммерческие площади при проектировании арен к ЧМ не закладывались, отвечает Алексей Милованов, генеральный директор ФГУП «Спорт-Инжиниринг», которое выступает заказчиком-застройщиком спортивных объектов.

Такой проблемы лишены лишь столичные объекты и «Казань Арена», где уже сдаются в аренду 13 000 кв. м площадей. Там работают детские развлекательные центры, хоккейные и футбольные секции, языковая школа, фитнес-клуб, кафе и рестораны. После ЧМ на стадионе в Саранске может освободится 20 000 кв. м, которые станут доступны под коммерческую аренду.

Бизнес-ложи стадионов подходят для проведения деловых мероприятий, корпоративных тренингов, коворкингов и проведения переговоров. Это вполне реальный сценарий для получения дохода, также как и проведение концертов, вернисажей и прочих активностей. Но вот будет ли это направление по-настоящему работать в России, сказать сейчас не может никто.

При правильном развитии стадионов акцент должен быть сделан не на сугубо мужскую аудиторию, а на семейную. Тогда многофункциональные комплексы станут настоящими центрами локального развития. Пока же футбольные стадионы рассматриваются как вещь в себе, а не как коммерческий объект, надежды на превращение арен в импульсы для развития региона остаются минимальными.

Юлия Зинкевич

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Викторина
Кто изображен на этом фото?