19 января, источник: Vesti.kz

«Такого больше не хочу. Убойный денек». Пилот «Астаны» Ардавичус рассказал о 12 этапе ралли-марафона «Дакар»

Завершился 12 этап самой экстремальной гонки планеты «Дакар». Участники преодолели маршрут от биваков в Фиамбале и Чилесито до города Сан Хуан, общая протяженность которого составила 793 километра для грузовиков и 723 — для квадроциклов. Самый изнурительный и сложнейший юбилейный «Дакар» приближается к финишу, сообщает пресс-служба Президентского клуба «Астана».

Для грузовых экипажей марафона спецучасток прошедшего этапа казался самым продолжительным на нынешнем выпуске «Дакара» 523 километра по жарким аргентинским дорогам. Еще перед началом 12 этапа штурман казахстанского грузовика Серж Брюнкенс отметил, что маршрут будет не простым.

«Устья рек и быстрые техничные участки, сотни километров острого бездорожья. Судя по роудбуку, это будет самый длинный и самый сложный этап. Не понимаю, почему организаторы решили добить караван. Подиум пройдет быстро, потому что мало кто до него доберется».

12 этап гонки состоял из двух спецучастков и зоны нейтрализации между ними. Маршрут этапа Чилесито — Сан Хуан в этом году пересекался с теми участками дороги, на которых три года назад с дистанции гонки сошел казахстанский пилот Денис Березовский со штурманом Игнатом Фальковым. Суровые условия в коридоре спецучастка, ударные нагрузки на технику и феш-феш — тот самый сверхмелкий песок, которого опасаются опытные участники «Дакара», потому что за поверхностью этой мелкой пыли скрываются глубокие ямы, а техника в таких песках просто вязнет. Грузовикам, в силу своих габаритов, не так страшен феш-феш, но выматывающая дистанция сложнейших спецучастков безусловно сказывается на физическом состоянии пилотов.

Несмотря на сложный маршрут и рекордную длительность 12 этапа, грузовой экипаж «Астаны» ни разу не остановился по техническим причинам, не менял колеса и не допустил ни одной навигационной ошибки во время прохождения этапа. Пилот команды Артур Ардавичус отметил, что в канале осталось не так много соперников и многочисленные сходы были довольно заметны на спецучастке прошедшего этапа — машин все меньше, а обгоны становятся редкими.

«У нашего грузовика просто вырвало левую переднюю амортизаторную стойку — повезло, что домчали в таком состоянии. Я поторопился с высказываниями ранее, потому что самый сложный день был именно сегодня. Если коротко: из одной ямы мы влетали в следующую, потом в следующую и следующую, и так сотни километров. Амортизаторы кипели весь день. Плюс большие камни по сторонам, если с трека слетишь, то машина тотально разобьется. Как у нас говорят — восстановлению не подлежит. Я рад, что мы хорошо проскочили этот этап. Такого больше не хочу. Убойный денек», — добавил Ардавичус.

Несмотря на серьезные проблемы с передней подвеской грузовика, казахстанский экипаж добрался до финиша 12 этапа в пятерке лучших и расположился на шестой строке в генеральной классификации среди грузовиков.

Аварийное состояние подвески грузовика «Астаны» частично сказалось на временном темпе при прохождении спецучастка. Ехать приходилось медленно, так как вырванная стойка амортизатора частично заблокировала рулевую тягу, что привело к ограниченному радиусу поворота руля и, соответственно, ограничило возможности маневрирования.

По словам Артура, даже незначительный подъем темпа езды мог привести к неминуемым поломкам и потере всех заработанных позиций.

«Приближаясь к финишу марафона, нужно максимально аккуратно относиться к машине и в целом к прохождению этапов. Отыграть можно максимум получасовое отставание. Если отрыв выше, то смысла “гнать” нет никакого. Я на сегодняшнем этапе попробовал частично повысить темп, и машина сразу отреагировала. Решил не рисковать и сразу же снизил давление на правую педаль».

Гонщики «Дакара» сейчас разделились на две категории. Первые — это те, кто может еще обогнать своих соперников и поднять позиции в турнирной таблице, а вторые — это участники, которым не стоит повышать темп езды и подвергать риску свои текущие позиции. У экипажа Артура Ардавичуса есть возможность подняться выше как минимум на две позиции. Впереди, в 13-ти минутах, едет партнерский Iveco под пилотированием Тона Генухтена. А в 16-ти минутах движется «Камаз» Айрата Мардеева.

По завершении этапа на биваке снова было людно — мотогонщики и квадроциклисты вернулись из второго марафонского этапа. Спецучасток прошедшего 12 этапа для мотоциклов и квадроциклов был отменен из-за плохой погоды на дистанции. Казахстанский пилот Дмитрий Шилов рассказал, что участники этих категорий очень обрадовались такому решению организаторов.

«Я вчера весь день ехал и думал, что было бы отлично, если спецучасток Чилесито — Сан Хуан отменят, потому что последние этапы были крайне изнурительным для физики пилотов. Но с другой стороны, это был мой шанс нарастить позиции в турнирной таблице. На техничных скоростных участках я не так быстр в сравнении с топовыми пилотами, но на внедорожных секциях еду увереннее — сжимаю кулаки и обгоняю».

За последние два этапа Дмитрий нарастил позиции, заняв 4 место на десятом этапе и 3 место на финише 11 этапа. Сейчас пилот занимает восьмое место в генеральном зачете, и для спортсмена очень важно удержать эту позицию. Стоит отметить, что на последующих этапах Шилов решил поменять свою стратегию и ехать в режиме сохранения техники, чтобы удержать свою позицию в турнирной таблице.

Технический партнер казахстанской команды и действующий чемпион «Дакара» Сергей Карякин считает, что казахстанский квадроциклист верным курсом двигается к финишу.

«Дмитрий выработал верную самостоятельную стратегию. Он вчера, будучи на марафонском биваке, связался со мной и сказал, что оставшиеся этапы не будет ехать быстро. Хотя я могу представить, какое у него большое желание на высокой скорости промчать оставшееся и вернуть себе одну-две позиции. Но это неверный путь, особенно для новичка на “Дакаре”. Дима вовремя понял, что пора сбрасывать обороты. У него отличные позиции, зачем все портить под конец?».

Действующий чемпион «Дакара» считает, что Дмитрий трезво мыслит и хочет довезти технику в целости и успешно добраться до финиша. У самого Карякина также хватило сдержанности и трезвости мышления не ехать на максимуме на последних этапах «Дакара» в прошлом году. Результат — первое место на подиуме. Довольно часто бывает, что в погоне за очередным местом пилоты разваливают технику как раз на последних этапах — сказываются нервы и отсутствие необходимого опыта.

Тем временем финиш «Дакара» все ближе. Как говорят гонщики, до конца марафона осталось «полтора этапа».

Последний участок пройдет по петле города Кордоба и составит всего 120 километров, в связи с чем многие участники воспринимают этот участок как «половинку» этапа. Однако организаторы предупреждают, последний участок будет очень скоростным и непредсказуемым — на дистанции будет много опасных поворотов. 20 января в Кордобе определится победитель юбилейного ралли-марафона.

Результаты 12 этапа

Грузовики:

1. Petronas Team De Rooy Iveco под пилотированием Тон Ван Генугтена — 07:02.36;.

2. Tatra Buggyra Racing под пилотированием Мартина Коломы + 00:04.11;.

3. «Камаз-Мастер» под пилотированием Эдуарда Николаева + 00:06.21.

5. «Астана» под пилотированием Артура Ардавичуса + 00:15.14.

Квадроциклы:

Спецучасток был отменен.

Генеральная классификация

Грузовики:

1. «Камаз-Мастер» под пилотированием Эдуарда Николаева — 47:14.31;.

2. YPF Infinia Diesel Team De Rooy под пилотированием Федерико Виллагра + 00:00.01;.

3. MAZ-Sportauto под пилотированием Сергея Вязовича + 03:26.14.

6. «Астана» под пилотированием Артура Ардавичуса + 05:36.25.

Квадроциклы:

1. Игнасио Касале, Casale Racing — 46:04.20;.

2. Николас Кавильяссо, Team al Desert + 01:34.13;.

3. Херемьяс Гонсалес Фериоли, Consultores de Empresas + 02:09.15;.

8. Дмитрий Шилов, «Астана» + 06:22.21.