11 декабря 2018, источник: Чемпионат.com

Загрести титул чужими руками. Как «Мерседес» стал пятикратным

«Мерседес» уже в пятый раз подряд стал чемпионом обоих зачётов, хотя на этот раз сделал для этого очень немного.

Источник: Reuters

Цели: защита титула

Абсолютно логично, что действующий чемпион мира ставил перед собой целью повторить успех последних четырёх лет. Мало кто сомневался в успехе «Мерседеса» по итогам сезона как до предсезонных тестов, так и после, несмотря на то что «Феррари» неплохо смогла показать себя на них.

«Я считаю, что важно оставаться скромными, забыть о своих собственных достижениях — мы снимаем все стикеры с дверей, свидетельствующие о том, что мы выиграли чемпионат, потому что в 2018 году всё снова начнётся с нуля.

Я бы сказал, что на данный момент команда сильна. Боттас хорошо заполнил вакантное место, и, глядя на то, как прошёл чемпионат, я думаю, что Валттери с Льюисом Хэмилтоном — это, вероятно, лучшая комбинация пилотов, какая у нас могла быть. И я рад, что все специалисты остались в команде и продолжают развивать организацию, — говорил Тото Вольф после тестов.
Однако все понимали, что на самом деле другого результата, кроме победы, в команде попросту не примут.

Резюме: «Мерседес» одержал победу чужими руками

На деле всё действительно оказалось непросто — у «Феррари» за время зимнего перерыва словно открылось второе дыхание, и в первой половине сезона Феттелю удалось навязать серьёзную борьбу Льюису Хэмилтону, да и в Кубке конструкторов разгорелось нешуточное сражение.
Однако в какой-то момент «Феррари» начала сдавать позиции. В сезоне-2018 «Мерседес» не сделал ничего выдающегося — достаточно было просто не допускать большого количества ошибок, что в команде с успехом и сделали. Во многом помогла и тактика разделения пилотов на первого и второго — будь в команде ситуация, как в 2015 и 2016 годах, покажи Валттери Боттас зубы — и всё могло повернуться по-другому. Однако «Мерседес» смог завоевать титул, а Льюис Хэмилтон — сравняться с Хуаном Мануэлем Фанхио по количеству выигранных чемпионатов.

Цитата года: Тото Вольф

«В минувшем сезоне мы прошли через большое количество подъёмов и спадов, долгое время было непонятно, достаточно ли мы быстры, чтобы защитить оба титула. Летом мы показали несколько сильных результатов, но вскоре прибавила “Феррари”, да и “Ред Булл” оказался способен выигрывать гонки. Сезон получился очень сложным из-за психологического давления.
Следующий сезон? Будут изменения аэродинамики, так что я не исключаю, что кто-то найдёт лазейку в регламенте и начнёт выигрывать гонки, как “Браун” в 2009 году. В Формуле-1 ни в чём нельзя быть уверенным», — подчеркнул Вольф после окончания сезона, что стало лучшим подведением итогов для команды. Однако «Мерседес» с давлением справился, в отличие от «Феррари», потерявшей своего лидера Серджио Маркьонне по ходу сезона.

Лучшая гонка: Гран-при Германии

«Мерседесу» в сезоне-2018 удалось четырежды сделать победный дубль, однако триумф немцев на родной земле выглядел особенно убедительным — после не самой удачной квалификации, в которой Валттери Боттас занял вторую позицию, а Льюис Хэмилтон из-за проблем в квалификации остался только 14-м.

В гонке «Мерседесу» удался впечатляющий рывок — Хэмилтон довольно быстро прошил пелотон, а благодаря удачной тактике смог вырваться вперёд, в то время как Себастьян Феттель не справился с управлением на мокрой трассе и потерял важнейшие 25 очков в чемпионате мира. Именно эту гонку можно назвать ключевой в борьбе за чемпионский титул — после такого удара на родной земле Феттелю оправиться так и не удалось.

Худшая гонка: Гран-при Австрии

«Мерседес» за весь сезон не смог закончить гонку только трижды — первый сход в сезоне был на Гран-при Азербайджана у Валттери Боттаса, и он стал ключевым для дальнейшего сезона финна. Во второй и в третий раз пилоты немецкой команды не смогли добраться до финиша в Австрии. Причём гонка на трассе в Шпильберге стала апогеем неудач подопечных Тото Вольфа.

В отличие от упомянутой выше гонки в Германии, в Австрии Боттасу и Хэмилтону удалось великолепно провести квалификацию, завоевав первый ряд стартового поля. Однако Боттас уже на старте потерял позицию, пропустив вперёд Хэмилтона, а на 14-м круге случилось то, о чём мало кто мог подумать — на машине Валттери возникли технические неполадки, из-за которых он был вынужден запарковать болид на обочине. Хэмилтон на тот момент лидировал в гонке. В дальнейшем сошёл и Хэмилтон, но даже не двойной сход сделал эту гонку худшей в сезоне для «Мерседеса» — во время режима виртуального пейс-кара соперники сориентировались гораздо лучше, чем капитанский мостик немецкой команды, из-за чего Хэмилтон не провёл столь необходимый в этой ситуации пит-стоп. В итоге сперва Хэмилтон откатился за пределы первой тройки, а затем и вовсе сошёл из-за проблем с машиной. Гонка в Австрии оказалась для «Мерседеса» страшным сном, но, на счастье поклонников команды, единственным подобным кошмаром.

Пилоты

Пожалуй, пилоты — самый неоднозначный пункт в итогах сезона команды. С одной стороны, есть Льюис Хэмилтон, которого многие не без оснований считают лучшим гонщиком, по меньшей мере, современности. С другой стороны — вечно перспективный Валттери Боттас, который проводил в составе «Мерседеса» уже второй сезон. И второй блин оказался хуже первого.

Боттас хорошо начал сезон, умудрившись даже без побед претендовать на лидерство в чемпионате. Стабильность позволила Валттери к гонке в Баку находиться буквально в шаговой доступности от первой строчки. Ново многом именно гонка в Азербайджане стала роковой для Боттаса в сезоне-2018 — из-за прокола Валттери вместо лидерства в таблице получил первый сход в сезоне. По словам Вольфа, что-то надломилось в психологии пилота после этой гонки — борьбу Хэмилтону Валттери навязать после этого не только не смог, но и не захотел. Как итог — только пятое место по итогам сезона на чемпионском болиде и слухи о возможной скорой замене финна на оставшегося без места Эстебана Окона.

Цитата года

«Это была самая трудная наша победа — и потому она принесла огромное облегчение. Сегодня мы провели ужасную гонку, но добились идеального результата».
Тото Вольф.

Перспективы

Не верится, что «Мерседес» сдаст позиции до 2021 года как минимум. Несмотря на слова Вольфа об угрозе нового регламента, изменения в технике в 2019 году будут не настолько серьёзные. Да, конечно, соперники не дремлют, и доминирование «Мерседеса» не было столько серьёзным, как в прошлые годы. Однако верить в слова Вольфа о том, что новый сезон начинается с нуля на все сто процентов не стоит — то же самое он говорил перед сезоном-2018, но это не помешало немецкой команде одержать победу в обоих зачётах, пусть и во многом за счёт ошибок соперников… Этого стоит ждать от «Мерседеса» и в следующем году, который может приблизить Хэмилтона ещё на шаг к, казалось бы, непокоримому рекорду Михаэля Шумахера.