Возвращение чемпионата Казахстана после международной паузы получилось достаточно событийным. В центральном матче тура «Ордабасы» выставил не совсем оптимальный состав, а потом крайне неловко объяснял отсутствие некоторых лидеров, за что получил критику даже от собственных болельщиков. В другой игре тура, где встречались одни из лидеров нынешнего сезона, сорвалась прямая трансляция, матч «Актобе» — «Кызыл-Жар» болельщики смогли увидеть лишь в записи.
Но основной корень проблем матча в Актобе раскрыл главный тренер «Кызыл-Жара» Али Алиев. Его команда победила, он мог быть лоялен, но Алиев просто сказал правду и доступно объяснил, почему это важно:
«Если есть возможность, я хочу обратиться в Облспорт или к руководству клуба. “Актобе” — одна из прославленных команд Казахстана. Поэтому игра “Актобе” на этом стадионе — это позор. Пожалуйста, нельзя играть здесь! Игроки постоянно получают травмы. Вы привезли Видемона, и он получил здесь травму. Вы лечите его за огромные деньги и снова выводите играть на этом газоне. Как он покажет свое мастерство, выйдя на это поле. Таких футболистов много, и в составе соперника тоже. Что это за позор?! Газон должен быть полит, должна быть безопасность. “Актобе” достоин играть на лучшем поле!».
Напомним, что «Актобе» играет домашние матчи в этом сезоне на резервной арене, поскольку стадион «Центральный» по-прежнему не готов к проведению игр. Школьное поле СДЮСШОР позволяет «Актобе» играть дома, но в то же время это приводит к таким последствиям — критике от тренеров и игроков, а главное, к травмам футболистов.
Главный тренер «Актобе» Андрей Карпович пытался более дипломатично высказаться о ситуации со стадионом, но по сути согласился с Алиевым:
«Это больная тема нашего клуба. Я уже не раз говорил, к сожалению, пока не можем наладить. Да, травмы действительно связаны с качеством поля. Но у нас нет других условий. Как бы грустно ни было, но это единственное поле, которое у нас есть. Поэтому для нас важно побыстрее перейти на “Центральный”. Надеюсь, что в ближайшее время этот вопрос как-то сдвинется с мертвой точки».
Пугает, что о точных датах возвращения на основной стадион не знает даже главный тренер. Но глобально матчи на «Центральном» не решают проблемы «Актобе» с инфраструктурой. В первую очередь потому, что в тех же еврокубках домашние матчи команда, возможно, проведет в другом городе. Если клуб дойдет до групповой стадии Лиги конференций, то игры на данном этапе точно состоятся не в Актобе, поскольку «Центральный» не имеет соответствующей категории. Об аварийном состоянии одной из трибун стадиона «Актобе» недавно рассказывал бывший руководитель клуба Руслан Хамбаров.
И абсолютно верно, когда Алиев говорит о том, что команда приглашает дорогостоящих легионеров, а потом лечит их после травм, полученных на своем же искусственном газоне. Это замкнутый круг, в котором логики просто нет. Для практически любой европейской команды ситуация, когда команда не играет на родном стадионе, — это катастрофа. Но в Казахстане болельщики просто не нужны, ни у одного клуба нет задачи создать для них комфорт и уж тем более заработать на этом, ведь бюджетные деньги все равно придут.
Да, это проблема не только «Актобе», это в целом беда всего казахстанского футбола. Он по-прежнему живет сиюминутным результатом и акцентом на легионеров. Даже сейчас, в период, когда головной болью должен быть исключительно стадион, «Актобе» подписал очередного иностранного игрока в атаку.
«Актобе» так ничего и не осознал после вылета в первую лигу. Точно так же, как и «Астана», покорившая Лигу чемпионов, ведь у столичного клуба до сих пор нет своей базы. Ничего не меняется, будь ты на вершине или на дне. Все титулы и достижения больших казахстанских клубов девальвируются, если просто взглянуть, где тренируются и играют эти команды. Ведь за этим нет будущего и системы. Все игроки, выросшие в том же Актобе, добрались до сборной исключительно благодаря своему таланту и характеру. Помимо Аймбетова и Самородова, мы могли увидеть еще десятки столь же талантливых ребят только из одного региона, но вместо этого — школьный стадион с искусственным полем и 12 иностранцев в команде.