
Бывшие тренеры — о самом ярком футболисте РПЛ последних двух месяцев.
22-летний нападающий «Динамо» Ярослав Гладышев сейчас, пожалуй, самый яркий игрок во всей РПЛ. Эту весну молодой форвард проводит очень мощно, он лучший по «гол плюс пас» — 7+4. А в последних четырех турах забил шесть мячей, оформив два дубля, и стал по версии РПЛ лучшим игроком апреля.
О прогрессе в игре Гладышева, его пути из юношеского футбола в основу «Динамо» и дальнейших перспективах «СЭ» поговорил с бывшим тренером академии бело-голубых Филиппом Соколинским и тренером юношеских сборных России Станиславом Коротаевым.
«Был момент, когда в академии “Динамо” сомневались, соответствует ли Гладышев нашему уровню».
— Помню, в академию «Динамо» пришла группа ребят из Тольятти, — говорит Филипп Соколинский. — Максим Кипкаев, Арсен Захарян и как раз Ярик Гладышев. Я тогда работал с ребятами 2002 года рождения. Гладышев — 2003-го, был в команде, которую вел Дмитрий Половинчук. Где-то за полтора-два года до выпуска мы начали играть в ЮФЛ (турнир только запустился). И я стал привлекать в нашу команду ребят 2003 года рождения, в том числе Ярика.
— И он сразу стал игроком старта?
— Нет, скорее являлся игроком обоймы. Чаще играл тогда Костя Тюкавин. Ярослав нередко оставался в запасе, выходил минут на 20−30. Понятное дело, обижался… И, кстати говоря, на тот момент даже у руководителей академии «Динамо» были сомнения в том, соответствует ли Гладышев нашему уровню.
— Вот как?
— Да. Потому что не очень хорошо вел борьбу. Технически был оснащен прилично, но не всегда принимал правильные решения. Но потом он действительно резко прибавил. Даже сейчас сразу и не отвечу, с чем был связан такой скачок. Возможно, с его большим желанием, настроем, спортивной злостью. Но в одном матче мы увидели совершенно другого Гладышева на поле. Разница просто огромная! Он выиграл два подряд единоборства. Мы с тренерами переглянулись: «Ничего себе! Что с ним произошло-то? Чего он объелся?» И после той игры как будто какой-то тумблер у него в голове переключился. Ярик стал втыкаться в единоборства. Начал грамотно укрывать мяч корпусом, как это делал Костя Тюкавин, у которого эти качества были развиты очень хорошо. Дальше мы уже с ним работали по методике, разработанной в академии.
Ярослав Гладышев и Константин Тюкавин.
Фото Федор Успенский, «СЭ».
— Над чем, в частности?
— Например, над принятием решений. Не все поначалу у него в этом плане получалось. Но постепенно Ярик стал грамотнее распределять «нагрузку» между голами и результативными передачами. Уже меньше жадничал и отдавал пасы партнерам, когда того действительно требовала ситуация. И благодаря этому у него все вверх пошло, чему мы, конечно, были несказанно рады.
Потом Костя Тюкавин с Арсеном Захаряном ушли выше: в «Динамо» — 2. Ярик у нас остался, конкурировал с одним мальчишкой 2002 года.
— То есть ощущения, что Гладышев через пару лет обязательно выстрелит в РПЛ, у вас тогда не было?
— Да. Чего-то выдающегося в игре Ярика мы тогда не наблюдали. Вот про Костю Тюкавина сразу можно было сказать, что растет суперталант и что нам, тренерам, нужно сделать все от нас зависящее, чтобы он дошел до уровня основы и заиграл в РПЛ.
А Ярик брал трудолюбием. Семья тоже на него влияла. Папа — футбольный тренер, который сыну уделял много времени и внимания, что-то тоже, думаю, корректировал, а где-то и подстегивал, мотивировал на дальнейший рост.
Тут же как? Либо ты по духу спортсмен, тогда бьешься за место в составе. Либо просто футболист, который посещает тренировки. Мол, ты в форме, экипировке, уже в «Динамо» и тебе уже есть что рассказать друзьям. Вот Ярик — из первой категории.
— Значит, на уровне юношеской команды «Динамо» Тюкавин был чуть ли не на голову выше Гладышева?
— Тюкавин всегда выделялся. Я его помню с 5−6 лет. Ярика, конечно, по юношам и детям с Костей не сравнить. Повторюсь: у Гладышева было меньше таланта. Он тогда брал в основном трудолюбием.
Гладышев — лучший в «Динамо» в сезоне и в РПЛ весной. И один из главных объектов критики.
— А вы его видели только на позиции центрального нападающего?
— Нет, почему? Он у нас нередко и на фланге играл, под смещение в центр. Справа, слева. Одним словом — игрок группы атаки. Если парень смышленый, то способен действовать на любой позиции. И Ярику хватало и интеллекта, и технического оснащения. Просто надо было немного подождать, потерпеть, раскрыть его лучшие качества. Я прекрасно понимал, почему он злился, в том числе и на меня, когда не выходил на поле, не попадал в старт. Неравнодушный парень, с правильным настроем.
— А он сильно обижался?
— Да, обижался. Может быть, внешне не так это показывал. Но, уверен, в глубине души был на меня очень зол. Сейчас всегда рады друг друга увидеть, желаем удачи. Все нормально.
— А какой он вообще по характеру? Иногда складывается впечатление, что Гладышев немного инфантильный.
— Он всегда таким был. Все делает в одной манере, на все одинаково реагирует. Забил он или команда его пропустила… То есть непонятно было по его выражению лица, что он чувствует в тот или иной момент. Своих эмоций Глади не показывал. Даже после забитых мячей особо не праздновал. Побежал к центру поля, руку поднял. Как-то так.
Фото Александр Федоров, «СЭ».
«Говорил Тюкавину: “Не равняйся на Кокорина!”.
— Как он отрабатывал в обороне?
— В принципе, это свойственно почти всем молодым футболистам, которые больше заточены на атаку. Работа в обороне зависит от требований тренера. Если их не просят в обязательном порядке возвращаться назад, они этого и не делают. Нужно на теориях объяснять им, а не просто ругаться. Доносить, что возврат назад необходим всей команде и твоему прогрессу, в частности. Если взять того же Тюкавина, то из него плохой защитник, но хороший нападающий в обороне.
— В смысле?
— Имею в виду то, как он читает игру, когда возвращается назад, как может предугадать действия соперников. Это просто топ! Я мало видел нападающих, которые так помогают своей команде обороняться.
— За счет головы?
— Да, за счет интеллекта. Очень правильного выбора позиции. Он может специально сделать ложное движение, чтобы запутать соперника. А сам читает его передачу. Перехватывает пас. У Ярика такие качества тоже были заложены.
— Вы ожидали, что этой весной Ярослава так прорвет в РПЛ?
— Поначалу он выходил на замену минут на 15−20. И мне нравилось, как он играл в отведенный ему отрезок. У него ведь всегда были моменты, причем когда мяч был уже под его левой ногой, но хромала реализация. Наверное, сказывалось волнение, давила ответственность. А сейчас он уже играет так, как будто ему 25 лет и он пять сезонов провел в РПЛ! Все делает гораздо спокойнее.
Тюкавин пропустит полгода — у «Динамо» две альтернативы. Но есть еще одна плохая новость для Лички.
— А правая нога у него, что называется, для ходьбы?
— Такая тенденция. Вообще правши играют левой ногой лучше, чем левши правой. Глади вписывается в эту закономерность. Правая у него… Ну не то чтобы для ходьбы. Он ею может себе подыграть, но решить эпизод уже сложно.
— В следующем сезоне Тюкавин вернется в строй. Совместимы ли они на поле с Гладышевым? Не будут ли друг другу мешать или мы получим суперсвязку форвардов в РПЛ?
— Ярик универсален. Может и на фланге сыграть, и в центре. Все от схемы зависит, от тренера. Возможно, новый наставник будет играть с тремя центральными защитниками и двумя номинальными центрфорвардами.
Еще и Косте надо поправиться. Желаем ему здоровья! Ну и хочется, чтобы Глади не сбавлял обороты. Не останавливался. Тогда у руководителей «Динамо» появится приятная головная боль: вот у нас есть два своих классных нападающих, зачем кого-то покупать?
Ведь Йоканович целый год мариновал Костю на лавке. Думал над приобретением иностранца. Потом уже, после ухода Йокановича, Тюкавин провел сильный отрезок, вышел на ведущие роли. Так что в целом, мне кажется, Тюкавин и Гладышев могли бы и в паре отлично взаимодействовать.
А если бы еще и Захарян вернулся, представляете, какое трио в атакующей группе «Динамо» мы бы получили? Захарян — Тюкавин — Гладышев!
— А можете расставить по уровню таланта четырех нападающих «Динамо»: Кокорин, Смолов, Тюкавин, Гладышев?
— Тюкавин — на первом месте. Тут у меня вообще никаких сомнений нет! И по уровню таланта, по потенциалу, по трудолюбию он всех превосходит. Настоящий профессионал, без всех этих гулянок и так далее.
Федор Смолов и Константин Тюкавин.
Фото Александр Федоров, «СЭ».
— Не гулял?
— Нет. Обошел все эти истории стороной. И сейчас уже в таком возрасте стал папой. Хороший момент для него.
— Кто на втором месте?
— Кокорин. Но, увы, не раскрыл свой потенциал. Мы же помним, как он играл в детстве, какие большие надежды подавал. Но так нигде свой талант и не реализовал. Ни в «Динамо», ни в «Зените». А потенциал-то бешеный! Но Александр почему-то все время больше играл в подыгрыше. А не брал на себя.
У Тюкавы, кстати, Кокора был кумиром. И я Косте говорил: «Пожалуйста, не надо на него равняться! Ни по футбольным моментам, ни по быту». Советовал Косте больше брать игру на себя. То же самое ему говорил и Андрей Воронин, который работал у Шварца тренером по нападающим: «Будь смелее. Наглее. Тогда будешь забивать больше Кокорина. Причем в разы!».
«На Тюкавина ходит народ! Он и Глушенков — готовые игроки для европейского топ-чемпионата». Орещук о дерби.
— Смолов — третий?
— Федя, возможно, был менее талантлив, чем Кокора. Но вот он как раз свой потенциал раскрыл на все сто. Поиграл в топовых российских клубах. Выступал в Испании. Так что… Нет, давайте так: Тюкавин — на первом месте, Смолов — второй, а третье делят у меня Глади и Кокора.
— А нет опасений, что по нефутбольной части Гладышев может пойти по пути Кокорина?
— Может. Есть определенная предрасположенность, как и у многих молодых успешных футболистов. Но тут очень многое зависит от его окружения. Знаю его родителей. Они очень плотно работают в этом направлении. Дима Половинчук закладывал правильные вещи в академии, разговаривал с Яриком.
Когда Гладышев к нам попал, мы два раза в неделю проводили собрания, говорили о ценностях, предостерегали от соблазнов. Приводили разные примеры на основе своего опыта. Надеюсь, положительно повлияли на него, и думаю, что Ярик пройдет этот этап достойно.
Фото Дарья Исаева, «СЭ».
«Когда у Ярика мяч под левой, он становится очень опасен!».
Под руководcтвом Станислава Коротаева Гладышев играл в юношеской сборной России (U-19). Ярослав здорово себя проявил в отборочном раунде Евро-2022. В частности, в матче с Германией (3:1) забил гол и отдал две результативные передачи.
— Когда Ярослав попал к нам в сборную, сразу бросались в глаза его нестандартные решения на футбольном поле. Подкупала его левая нога, — говорит Станислав Коротаев. — Он ей хорошо владел и при приеме мяча, и при обыгрыше. То есть потенциал был виден. При этом по своим физическим данным он не выделялся среди остальных, был не на том уровне, который мы хотели тогда видеть в сборной.
— Не убедил вас на первом сборе?
— Сказались его эмоции, чрезмерное желание себя проявить. И на первом этапе мы на него рассчитывать не стали. Хотя понимали, что за ним обязательно нужно следить. И когда он к нам приезжал, говорили с ним на эту тему: «Выкладывайся в академии “Динамо”, ты в нашем списке». В итоге через какое-то время Ярослав действительно возмужал, в клубе по своему возрасту стал одним из лидеров. Стал нападающим, который сам мог решить момент. Поэтому мы его и вызвали на отборочный раунд чемпионата Европы.
— А вы его тогда рассматривали только как центрфорварда?
— Нет, не только. На первом этапе он больше играл у нас на фланге, слева.
Дубль Гладышева, удаление Даку. «Динамо» после победы над «Рубином» продолжает борьбу за медали.
— Почему слева? В «Динамо» он сейчас действует справа.
— Нам нужен был на этот фланг левоногий футболист с хорошей подачей. А непосредственно в отборочном цикле ситуация немного поменялась. Слева у нас играл Эдик Багринцев, справа — Виталик Шитов. И мы уже Ярослава рассматривали в центре нападения. Видели, что Гладышев мог и мяч принять, придержать, пробить, да еще и передачу отдать. Хотя в голове держали и вариант с использованием его слева.
— У вас же тогда слева еще и Пиняев играл?
— Да. Сережа был моложе остальных почти на два года. Мы его выпустили с первых минут против греков. Но ему было тяжеловато физически, хотя скоростью обладал приличной.
— Ту игру с греками Гладышев начал на скамейке запасных.
— Точно. В старт попал Владислав Шитов. Но Ярослав вышел на замену так, как надо. Нам не хватало наконечника около штрафной. Гладышев забил победный гол.
— Матч с Германией (3:1) — его бенефис: Ярослав забил гол и отдал две результативные передачи.
— Ярослав забил тогда очень породистый гол. Как и в игре с греками, разобрался вблизи штрафной. С правого полуфланга пробил с левой ноги и попал почти в «девятку», под левую штангу. Ну и два паса записал в свой актив. В этом и заключается его универсальность. Способен и отдать, и сам решить эпизод. Сейчас в нашем футболе не так много таких разносторонних исполнителей группы атаки. И то, как он выглядит сейчас в «Динамо», — просто потрясающе.
— Для вас его весенний прорыв стал сюрпризом?
— Честно говоря, да. Даже когда тот отборочный цикл закончился, мы понимали, что в «Динамо» Ярослав все равно не получает достаточной игровой практики. И мы, тренеры, даже между собой говорили: «Может, ему сделать первый шаг и попросить отпустить в аренду?» Переживали за него. Но здорово, что в итоге в клубе в него поверили. Личка начал привлекать к работе с основой, подводить к играм в РПЛ, дал шанс. И Гладышев стал лидером команды, заменил выбывшего из-за травмы Тюкавина. Дай бог, чтобы продолжал в том же духе!
— А в вашей сборной Гладышев прежде всего конкурировал с Владиславом Шитовым?
— Да. Владислав давал больший объем. А Ярик — игрок немного другого плана. Он мог и сам обыграть впереди, забить и отдать партнерам. Но нам прежде всего нужны были форварды, которые могли в обороне отработать и в атаке дать результат. Поэтому изначально впереди ставку делали все-таки на Шитова. Но после гола грекам мы решили против немцев с первых минут выпустить уже Гладышева.
Фото Александр Федоров, «СЭ».
— Были какие-то проблемы в работе с Ярославом?
— Ну он такой… Немного его надо было заставлять, подстегивать. Он не особо любил черновую работу на футбольном поле. Даже и сейчас это иногда прослеживается, хотя Гладышев повзрослел: понимает, что надо возвращаться и вступать в отбор. А тогда в сборной нам приходилось часто ему подсказывать: «Ярик, надо бежать, перекрывать»!
Но больших проблем у нас с ним не было. Он прекрасно понимал, куда приезжал, какие цели стоят перед командой. Да, мог пошутить, посмеяться, кого-то подколоть. Но когда начиналась работа, Ярик включался по полной программе.
— А кого из нападающих, с которыми вы работали ранее в сборных, он вам напоминает?
— В 2003 году таких ярких нападающих у нас, пожалуй, не было. Шитов свою функцию, безусловно, выполнял, но не был таким забивным, как Гладышев.
А если сравнивать с игроками прошлых лет… Сложно сказать. Да и, наверное, нужно еще подождать. Самый тяжелый для молодого игрока — второй сезон. Понаблюдаем дальше. Он молодец, сейчас все получается. Но надо закрепить успех.
Сейчас, возможно, к нему кураж пришел. Ну реально же пошло, у него крылья выросли. А в следующем сезоне с ним уже плотнее и жестче станут играть, поймут его козыри. Посмотрим, как он себя проявит.
Конечно, Ярик очень неординарный. Под его дриблинг сложно подстроиться. Он ведь и правой тоже может пробить. А когда мяч у него под левой, Гладышев становится очень опасен! Когда он под левую получает мяч в штрафной, то довольно высока вероятность, что забьет в итоге.