Лысый француз выталкивает русских фигуристов в Европу. Кайф, а не страх!

Лучший хореограф мира прилетел в Москву для постановки программ российским фигуристам. Вчера подобный расклад был фантастикой. РИА Новости Спорт рассказывает, как большой мастер из недружественной страны не только не боится работать в России, но еще и получает от этого удовольствие.

Источник: РИА "Новости"

В России можно побеждать и без Ришо

Во вторник источник РИА Новости сообщил, что Бенуа Ришо, признанный годом ранее лучшим хореографом мира по версии Международного союза конькобежцев, поставит произвольные программы серебряному призеру чемпионата России в женском одиночном катании Софье Муравьевой и победителям Финала Гран-при в танцах на льду Василисе Кагановской/Максиму Некрасову. Новость, в былые годы получившая бы статус рядовой, в нынешних реалиях приобретает дополнительную — едва ли не сакральную — значимость.

С Муравьевой в этом контексте все очевидно — в ее яркой и уже довольно длительной карьере было не так много постановщиков, и работа с модным хореографом, обладающим собственным модерновым стилем, точно пойдет ей на пользу. Не факт, что получится новое слово, но мы вправе ожидать от нее другую Муравьеву уже на сентябрьских контрольных прокатах. Ее преображение из трепетного цветочка в роковую Алису из страны чудес на турнире «Русский вызов» задало высокую планку и даже вселило некоторые ожидания на будущее. Посмотрим, оправдаются ли они.

Другое дело — Кагановская и Некрасов. Важно подчеркнуть, что сама по себе работа с хореографом в вакууме вряд ли была бы столь уж интересна их обширному тренерскому штабу. В прошлом сезоне команда Алексея Горшкова и Анжелики Крыловой своими силами создали для пары две отличные программы — дерзкого Элвиса в ритм-танце и нежнятину под современную версию «Лунной сонаты» в произвольном. Возможности двух этих команд, объединивших усилия для работы с этим дуэтом — Горшкова и Крыловой — позволяют не привлекать вообще никого на аутсорсе и при этом выдавать серьезный продукт, коего для конкуренции внутри страны гарантированно хватит.

Минувший сезон, ставший для Кагановской и Некрасова первым в совместной карьере, это подтвердил — медали на этапах Гран-при, золото финала и четвертое место на чемпионате России, которое при определенных раскладах могло бы быть и третьим, не допусти партнер ошибку на твизлах в ритм-танце. В нашей новейшей истории так ярко не стартовал, пожалуй, еще ни один дуэт. Но Ришо в Москве.

У этого сотрудничества несколько смыслов. Первый из них — рациональный — лежит на поверхности. Ришо можно считать по-настоящему узнаваемым хореографом — в том плане, что его программы из общего числа видны сразу. Свой почерк есть у многих специалистов, причем в ряде случаев их стиль удается разложить на составляющие — обилие определенных поз, хореографических фишек, общая пластика движений.

В случае с Ришо уникальность постановок достигается иными стилистическими приемами, не поддающимися осмыслению человека невооруженным взглядом. Иногда его постановки могут отталкивать, а порой — и вовсе смотреться как-то инородно, и тем не менее в большинстве своем его хореография находит отклик у зрителей. Да, ему, как и подавляющему большинству приглашенных хореографов свойственна конвейерность — его постановки заказывают по всему миру, но получаются в итоге нечто особенное.

Самоубийцы и злодеи

Василисе с Максимом подобного рода свежий взгляд очень важен для дальнейшего творческого становления. Они еще очень молодые спортсмены (Василисе 19 лет, Максиму — 24), и поиск собственного стиля у них продолжается. Пожалуй, цель обрести собственное лицо на годы вперед для них ключевая.

В танцах на льду тяжело брать свое голой техникой (тем более, что, по словам Горшкова, в этом аспекте тоже предстоит еще много работы), зато общей кантиленностью, бесшовностью катания, чувством друг друга спиной можно впечатлить и зрителя, и судей. Примеры лежат на поверхности — многократные чемпионы России Александра Степанова/Иван Букин в последние годы вряд ли прогрессируют в качестве постановок и в технике, но на результатах это никак не отражается.

Стилистический багаж и общее впечатление — основной критерий большой пары в танцах на льду. Это подтверждают и тренеры пары. К примеру, Горшков в беседе с автором РИА Новости подчеркивал необходимость опробовать на дуэте разные стили, чтобы понять, какой из них им ближе. В одном из интервью Алексея Юрьевича даже прозвучала фраза: «По ходу олимпийского цикла все катают разное, но к Олимпиаде возвращаются к тому, что гарантированно работает».

Но что конкретно сработает в будущем для Кагановской/Некрасова? Очевидно, им очень подходит тематика «Отряда самоубийц», выбранная для «Русского вызова». Кагановская в роли Харли Куинн — идеальное попадание априори, а вот перевоплощение внешне спокойного Некрасова в сумасшедшего суперзлодея — опыт интересный и нетривиальный. Удачным можно признать и тему «Мастера и Маргариты» — опять-таки для «Русского вызова», но уже прошлогоднего. Хорошо сел Элвис из ритм-танца этого сезона.

Однако все это — тематика, в сущности, схожая. При этом есть ощущение, что пара способна раскрывать себя и в более серьезных, драматических ролях, а для этого необходима соответствующая подготовка. «Лунная соната» минувшего сезона показала, что задатки есть, но развить их в нечто стоящее еще предстоит. Причем, возможно, не просто развить — а модернизировать. Вряд ли обилие акробатики, уже ставшей фирменной фишкой пары, будет выигрышно смотреться в классической хореографии. Более того — сотрудничество ребят с балетом Аллы Духовой намекает на то, что в следующем сезоне интересных акробатических фишек станет только больше.

И тут — модерновый Бенуа Ришо. Чем не кандидат на раскрытие пары в современной лирике? Пожалуй, лучшего варианта для подобной нетривиальной задачи было не сыскать. Впрочем, даже если программы будут динамичными, обогатить лексику движений и почерпнуть идей на перспективу в любом случае будет чрезвычайно полезно.

Ну, а второй смысл — сакральный. Судя по всему, Кагановская/Некрасов останутся единственными танцорами из числа претендентов на золото, кто обратился к иностранному специалисту. Безусловно, этот шаг был направлен на подготовку к олимпийскому сезону, в который Василиса и Максим должны были вступить в ранге запасных на квалификационный турнир Игр в Милане. Им надо быть готовыми не просто удивлять судей, но и показать, что они в этой среде «свои».

Но даже с учетом отсеивания всех наших танцоров и парников от Олимпиады приглашение Ришо не потеряло актуальности. Рано или поздно солнце взойдет, и нас допустят до международных стартов, и к этому надо готовиться — зарабатывать хоть крупицы медийного веса и кулуарного статуса, ведь международным судьям ребята пока еще известны не широко.

Влад Жуков