
Легендарный Сергей Федоров добился очередного заслуженного признания на самом высоком уровне. Клуб Национальной хоккейной лиги (НХЛ) «Детройт Ред Уингз» официально объявил, что выведет из обращения 91-й номер прославленного форварда. Торжественная церемония состоится 12 января (в ночь на 13 января по московскому времени) 2026 года перед матчем регулярного чемпионата против «Каролины Харрикейнз» — франшизы, которая внесла свой вклад во взаимоотношения Федорова и «Ред Уингз».
Но несмотря на все нюансы истории Сергея Викторовича в «Детройте», легендарный россиянин достиг того, чего весь хоккейный мир ждал более десяти лет. В какой-то момент многие даже махнули рукой, посчитав, что этого события не случится никогда. Например, актуальным вопрос увековечения 91-го игрового номера в стане «краснокрылых» вновь стал, когда в команду перешел Владимир Тарасенко. Элитный российский форвард и двукратный обладатель Кубка Стэнли почти всю карьеру играл под 91-м номером, и часть болельщиков «Детройта» думала, что его он возьмет и в этом клубе, однако из уважения к Федорову Тарасенко отказался и принял решение выступать под 11-м номером.
«Для нас будет большою честью чествовать Сергея Федорова и поднять стяг с его 91-м номером под своды нашей арены, где ему самое место, Федоров заслужил быть среди величайших игроков всех времен, носивших форму с эмблемой “Детройта”. Его уникальное мастерство, неустанный энтузиазм и влияние, сыгравшее ключевую роль в трех чемпионствах клуба, делают Сергея идеальным воплощением качеств, достойных самой престижной награды в нашей франшизе. Мои родители испытывали особое почтение к Сергею как к одному из самых динамичных и харизматичных игроков своей эпохи, оказавшему огромное влияние на нашу организацию», — прокомментировал историческое событие президент «Ред Уингз» Крис Илич.
Сам Сергей Федоров через пресс-службу клуба выразил «Деройту» и всем, кто связан с организацией, благодарность как за признание его заслуг перед командой, так за саму возможность быть связанным с ее историей:
«Воспоминания, связанные с этим временем — с легендарными товарищами по команде, тренерами и особенным руководством, — останутся со мной навсегда. И благодарю Криса Илича за его звонок, в ходе которого он сообщил мне о выводе моего номера из обращения. Этот момент я буду хранить всю свою жизнь. С нетерпением жду встречи со всеми в январе».

Исторические победы, «Русская пятерка» и Зал славы
Сергей Федоров провел в НХЛ 18 сезонов, 13 из них — в составе «Детройта». Американский клуб выбрал Сергея Викторовича в четвертом раунде драфта-1989 под общим 74-м номером. В тот момент это был самый высокий выбор клубом НХЛ игрока из Советского Союза — руководители «Ред Уингз» были очень впечатлены его игрой на молодежных и взрослых чемпионатах мира и видели в нем большой потенциал, но не рисковали выбрать его (и других советских хоккеистов) еще выше по причине очевидных трудностей с переездом из СССР в Северную Америку.
В «Детройт» Федоров бежал после выставочного матча на Играх доброй воли в Сиэтле, когда по возвращении в гостиницу встретился с представителями клуба и на частном самолете владельца «Ред Уингз» Майка Илича улетел в «Город моторов». Сергей Викторович сразу стал одним из лидеров команды, за которую и выступал под легендарным 91-м номером. Во многом этот номер был примечательным и из-за того, что он по сути является зеркальным от 19-го номера, под которым блистал легендарный Стив Айзерман.

В составе «краснокрылых» Сергей Федоров набрал 954 очка (400 голов и 554 передачи) в 908 матчах в чемпионатах НХЛ (шестой показатель в истории клуба) и 163 балла (50+113) в 162 играх в плей-офф (третий показатель в истории клуба), завоевал три Кубка Стэнли, выиграл призы «Харт Трофи» (Федоров — первый европейский игрок в истории НХЛ, ставший обладателем этой награды) и «Тед Линдсей Эворд» и дважды брал «Селке Трофи», который вручается лучшему нападающему оборонительного плана по итогам регулярного сезона. Федоров также является одним из двух игроков в истории «Детройта», кому удалось дважды набрать более 100 очков за одну «регулярку» (1993/94, 1995/96), — кроме него этого добился только Айзерман, выбивший «сотку» в шести сезонах подряд.
Во многом благодаря уникальной игре и высоким достижениям в стане «Детройта» (а кроме «Ред Уингз» Федоров в НХЛ также играл за «Анахайм Дакс», «Коламбус Блю Джекетс» и «Вашингтон Кэпиталз» вместе с Александром Овечкиным) Сергей Викторович в 2015 году вошел в Зал хоккейной славы в Торонто, а в 2016-м — в Зал славы IIHF. Еще годом позже россиянина включили в сотню лучших игроков за всю историю НХЛ, когда лига отмечала свое столетие.
У Федорова за «Детройт» была уйма ярких и фантастических матчей. Особняком стоят как минимум два
27 октября 1995 года «Ред Уингз», ведомые прославленным тренером и учеником великого Анатолия Тарасова Скотти Боумэном, вышли на матч против «Калгари Флэймз» со звеном, состоящим полностью из российских игроков. Накануне клуб выменял у «Сан-Хосе Шаркс» Игоря Ларионова, вокруг него Боумэн и построил тройку нападения с Вячеславом Козловым и Сергеем Федоровым на правом фланге, несмотря на то, что Сергей Викторович был центральным нападающим, а не крайним. «Ну и что? Мы отлично знаем и понимаем друг друга, мы прошли одну и ту же школу ЦСКА. Мы знаем, как действовать, знаем, чего от нас хочет тренер», — говорил Федоров. Пару защитников тогда составили Вячеслав Фетисов и Владимир Константинов.
Тот матч «Детройт» уверенно выиграл (3:0), а российское звено, прославившееся на весь мир «Русской пятеркой», соорудило первый гол в матче. «Флэймз», составленные из канадских игроков, попросту не успевали за действиями россиян. «Ред Уингз» в той игре многократно превзошли «огоньков» по броскам в створ, и большая их часть была за авторством россиян. Та игра не просто ознаменовалась созданием легендарной «Русской пятерки», но и переписала историю самого хоккея в НХЛ. Это была революция: в Америке узнали, что в хоккей можно играть не через выброс шайбы и дальнейшую толкотню и борьбу за нее, а через обдуманные и красивые комбинации и постоянную смену позиций. Наследие той игры наблюдается в НХЛ и не только по сей день.
Второй примечательный матч с участием Федорова за «Детройт» датирован 26 декабря 1996 года. В той игре «Ред Уингз» одолели «Вашингтон» (5:4 ОТ), и все пять шайб в составе «краснокрылых» забросил Сергей Викторович. Россиянин сперва дважды вывел «Детройт» вперед в счете, затем еще дважды позволил своей команде отыграться, а в овертайме оформил победный гол. До сих пор Федоров остается последним российским хоккеистом, оформившим пента-трик в матче чемпионата НХЛ. Но не первым — эта роль навсегда закреплена за Алексеем Жамновым, который устроил фурор за «Виннипег Джетс» в матче с «Лос-Анджелес Кингз» (7:7) и против самого Уэйна Гретцки!
Обиды позади?
Всем было очевидно, что «Детройт» должен был вывести номер Федорова из обращения, но на протяжении долгих лет руководство клуба отказывалось это делать. Причина тому — старая обида. После исторического сезона-1996/97, когда «Ред Уингз» с Федоровым завоевали свой первый за 40 с лишним лет Кубок Стэнли, контракт Сергея Викторовича истек, но новый он подписывать отказывался. Россиянина не устраивали финансовые условия, которые предлагал клуб. Звезды лиги в то межсезонье стали заключать крупные контракты (потолка зарплат тогда еще не было), но «Детройт» не имел возможностей поддержать эту тенденцию, хотя желание владельца клуба сохранить Федорова в команде до конца карьеры игрока было известно всем.
Федоров отклонил несколько предложений от «Ред Уингз» и в ответ на отказ клуба удовлетворить финансовые запросы хоккеиста даже объявил о забастовке: россиянин, находясь в статусе ограниченно свободного агента принципиально не играл за «Детройт», даже угрожая вообще больше никогда не играть за клуб, а к поездке на Олимпиаду в Нагано тренировался на базе клуба Хоккейной лиги Онтарио. В эту историю неожиданно для всех вклинилась «Каролина» — та самая, перед матчем с которой в январе 2026-го состоится торжественная церемония вывода номера Федорова из обращения.

Тогдашний владелец «Харрикейнз», при котором франшиза переехала из Хартфорда в Роли, имел конфликт с боссом «Детройта» и едва не увел у него из-под носа его любимого игрока. «Ураганы» сделали оффершит Федорову и предложили ему невероятный по тем меркам контракт: 38 миллионов долларов за шесть лет, причем сама зарплата за сезон по условиям соглашения составляла всего 2 миллиона, но весь фокус состоял в бонусах — 14 миллионов долларов подписными (то есть сразу на руки без налогообложения) и еще 12 миллионов долларов в случае выхода команды в финал конференции. «Каролина» на полуфинал Кубка Стэнли явно не претендовала, зато «Детройт» — очень даже.
«Ред Уингз» тщетно пытались оспорить этот оффершит, но впоследствии из-за желания сохранить Федорова в команде им пришлось повторить это предложение. Нужных денег у боссов клуба не было, поэтому они были вынуждены брать кредит в банке. Реакция фанатов «Детройта» оказалась ожидаемой: россиянина «приветствовали» гулом и свистом, его действия считали предательскими в отношении команды. Сам же Федоров на это реагировал спокойно, а после подписания контракта выбил 17 очков в оставшемся 21 матче чемпионата и еще 20 баллов в плей-офф, который стал для «краснокрылых» чемпионским. Таким образом, всего за четыре месяца Федоров сходу заработал 28 миллионов долларов.

Отработав этот контракт, Федоров все-таки попрощался с «Детройтом» и продолжил карьеру в «Анахайме», а в 2009 году и вовсе окончательно уехал из НХЛ. Пару лет отыграв в КХЛ, Сергей Викторович завершил карьеру хоккеиста и построил себе успешную карьеру в качестве менеджера и тренера.
Следующий на очереди — Овечкин?
«Детройт» долго противился идее вывести номер Сергея Федорова, вспоминая старые конфликты. Но теперь обиды позади, и это правильно. Сергей Викторович заслужил этого признания. Он станет девятым игроком в истории «Ред Уингз», чей игровой номер будет выведен из обращения. Ранее эта честь была оказана Терри Савчуку (1-й номер), Реду Келли (4-й), Никласу Лидстрему (5-й), Теду Линдсею (7-й), Горди Хоу (9-й), Алексу Дельвеккьо (10-й), Сиду Абелю (12-й) и Стиву Айзерману (19-й).

Что касается российских хоккеистов во всей НХЛ, то официально Сергей Федоров станет только третьим игроком, чей номер будет выведен из обращения. Впервые такой шаг сделал «Ванкувер Кэнакс», который в 2013 году увековечил 10-й номер Павла Буре. В 2022-м то же сделал «Даллас Старз» с 56-м номером Сергея Зубова. Формально же в НХЛ также не используется 16-й номер Владимира Константинова. «Детройт» официально номер российского защитника не выводил, но после трагической аварии, в которой Константинов получил инвалидность, № 16 в «Ред Уингз» никому не выдается.
При этом очевидно, что Федоров не последний российский хоккеист, кого ждет великое признание. Нет никаких сомнений, что стяг с самой известной «восьмеркой» в будущем будет поднят под своды арены «Вашингтона» в честь лучшего снайпера в истории чемпионатов НХЛ и будущего члена Зала славы Александра Овечкина. Это вопрос времени.
Автор: Андрей Сенченко