
За те два года, что «Северсталью» руководит Андрей Козырев, фактически совмещающий должности главного тренера и генменеджера, обладающая крайне скромным бюджетом череповецкая команда сумела влюбить в себя тысячи нейтральных болельщиков благодаря яркому и самобытному комбинационному хоккею с обилием заброшенных шайб.
Великолепное движение «сталеваров» с шайбой, большое количество размашистых диагоналей в чужой зоне и поперечных передач по ходу сезона восхищали. Однако абсолютно безалаберная игра в своей зоне, отсутствие у хоккеистов пониманий базовых оборонительных понятий заставляли недоумевать и задаваться вопросом, что ждет эту команду в плей-офф, когда настанет время упрощения, стыков и пахоты.
Как показала серия со «Спартаком» — ничего хорошего. Вылетев в пяти матчах, Череповец подтвердил абсолютно все опасения, возникавшие по ходу сезона, и дал повод скептикам подкрепить тезис о том, что его праздный хоккей без оглядки на собственные ворота нежизнеспособен на кубковых стадиях.
Уже ни для кого не секрет, что в «Северстали» запрещены силовые приемы и отбирать шайбу предписывается исключительно за счет активной и правильной работы клюшкой. Этот факт достаточно легко подтверждается официальной статистикой, согласно которой в регулярном чемпионате череповчане с огромным отрывом стали последней командой лиги по количеству хитов (357). Для сравнения: у занявшего предпоследнее место по этому показателю «Куньлуня» силовых набралось вдвое больше (754).
В плей-офф ситуация не изменилась. А ведь весной наступает время хоккея «кость в кость» и откровенной рубки, в которой нельзя выжить, будучи совсем плюшевыми. Аргумент, что во время проведения силового приема тратится куда больше сил, чем при отборе клюшкой, точно имеет место быть — поспорить с этим тяжело. Вдобавок во время хита повышается риск получения травмы не только у соперника, но и у хоккеиста, который идет бить в тело.
Однако, бросаясь в абсолютную крайность, «Северсталь» собственноручно лишает себя крайне важного инструмента воздействия на оппонента и намеренно уменьшает собственную гибкость. Например, более чем силовому «Локомотиву» ничего не мешает совмещать грамотную игру в корпус и качественное наложение клюшки на крюк соперника.
Сравнение с «Локомотивом» многим покажется несправедливым из-за разницы в бюджетах и исполнителях. Впрочем, есть и куда более приземленный антипод в плане тактической гибкости — это «Северсталь» Андрея Разина, которая на своем пике два года назад уступила чемпионскому ЦСКА лишь в седьмом матче серии.
Назвать предыдущую версию череповчан скучной точно нельзя — по заброшенным шайбам (181) команда Разина стала восьмой в регулярном чемпионате-2022/23 и недалеко ушла от нынешнего результата команды Козырева, ставшей десятой с 199 шайбами. При этом два года назад череповчане пропускали в регулярке примерно столько же. Только в плей-офф Гераськин, Пресс, Петунин и компания врубали здоровый прагматизм, подстраиваясь под обстоятельства и класс соперников.
В отличие от другого апологета кружевного атакующего хоккея Игоря Ларионова, Козырев на финальной пресс-конференции взял вину за ранний вылет на себя и заявил, что сделал по ходу сезона несколько стратегических трансферных ошибок. Однако вместе с тем заявил, что не собирается отказываться от своего хоккея и упрощать его. Напротив, он будет культивироваться и дальше.
Развивать свою мысль об улучшении своей модели один из самых немногословных тренеров лиги не стал. И эта замкнутость Козырева по-настоящему разочаровывает. Сибиряк с колоритной внешностью, которая легко подошла бы для героя какого-нибудь голливудского боевика, не дает интервью вне регламентных пресс-конференций, несмотря на огромный интерес к нему и постоянные запросы журналистов. Хотя тем для разговора хватает с запасом: карьера тафгая, работа с Назаровым в «Витязе» и «Северстали» в начале нулевых, отношения с Романом Ротенбергом, общение с Игорем Никитиным, строительство нового «Торпедо» с Ларионовым, тонкости работы с молодежью. Козырев и его «Северсталь» — это безусловное явление для нашего хоккея, но познавать их нам приходится по крупицам через третьи лица.
В чем главный тренер череповчан максимально похож со своим бывшим коллегой по «Торпедо», так это в декларировании собственного «особого пути» у своей команды. Заключается он не только в невероятно ярком игровом рисунке, но и желании развивать российскую молодежь. Но разве два года назад Разин не совмещал работу на результат со взращиванием качественных российских хоккеистов? Примеры Пилипенко, Петунина, Гераськина, Вовченко и Абросимова соврать не дадут.
Главный вопрос в том, устраивает ли этот вектор движения болельщиков «Северстали». За несколько лет «сталевары» приучили своего зрителя к стабильному попаданию в плей-офф. Теперь последнему хочется не только пары-тройки лишних матчей весной и бесшабашного результативного «ай-на-нэ», но и прохода в более серьезные стадии.
Способен ли Козырев дать Череповцу что-то, кроме удовольствия от процесса? На ответ у него есть еще как минимум два сезона. В противном случае «сталевары» так и останутся просто симпатичной самобытной командой. Его работа с ограниченным ресурсом восхищает. Однако в соперниках этой весной у него оказался не машиноподобный «Локомотив», и не «Динамо» с Гусевым, Уилом и Комтуа, а не менее проблемный «Спартак», который прилично лихорадило по ходу регулярки.
Иван Богун