
За эмоциональной битвой между Евгенией Чикуновой и Кейт Дугласс, завершившейся не в пользу россиянки, легко можно было упустить ещё один важный сюжет: сразу две девушки забрали бронзу. Алина Змушко из Беларуси и Кайлин Корбетт из ЮАР показали абсолютно идентичное время, и судьи приняли решение выдать обеим по медали чемпионата мира.
Для Змушко это первая награда такого уровня. Алина, как и пловцы из России, выступает на ЧМ в Сингапуре в нейтральном статусе, но, в отличие от представителей и представительниц нашей страны, приняла условия World Aquatics гораздо раньше и даже успела выступить на Олимпиаде в Париже.
В беседе с «Чемпионатом» сразу после церемонии награждения Змушко поделилась своими эмоциями от успеха, а также рассказала о тёплых дружеских взаимоотношениях с Чикуновой, с которой успела сблизиться за время вынужденной изоляции атлетов двух соседних стран.
«Грустно, что так с Женей Чикуновой вышло»
— Алина, какие первые эмоции после заплыва?
— Я сначала даже не поверила, что попала в число медалисток, не поняла, что происходит. Очень долго смотрела, на каком я всё-таки месте. Смотрела на табло и видела два третьих места, думала, может, что-то поменяется. Но когда всё подтвердилось, я испытала восторг и удивление в хорошем смысле. Безгранично была рада, что у меня получилось.
— Сейчас, когда медаль уже у вас в руках, пришло осознание, что случилось?
— Конечно, сейчас я уже осознала момент триумфа. Во время церемонии награждения удалось почувствовать весь этот спектр эмоций, который я желаю ощутить каждому спортсмену. Это моя первая медаль чемпионатов мира, я давно к этому шла и рада, что наконец-то всё получилось. Медали — это всегда хорошо, вне зависимости от времени и старта.
— Кто уже успел вас поздравить?
— В первую очередь созвонилась с мужем, потом — с родителями, с тренерами. Не ожидала, что здесь есть ребята из моего спортклуба — они вживую поздравили. Поздравили и девочки с моего заплыва.
— Есть какие-то особые эмоции в связи с тем, что вы разделили бронзу с другой спортсменкой?
— Я бы не сказала. Тут всё очень плотно, нужно бороться за каждую десятую, за каждую сотую. Я рада, и не так уж важно, что мы разделили медаль. Это в любом случае успех.
— Вы были ранее знакомы с Кейт?
— Мы пересекались с ней несколько раз. Я была бы рада как-то пошутить, может, с ней, подружиться, но у меня очень плохой английский. Стараюсь практиковать, учу понемногу, однако пока тяжело идёт общение. Но это именно языковой барьер, в остальном всё в порядке. Позитивный настрой, друг другу желаем удачи, не устраиваем какие-то битвы взглядов, такого нет.
Пусть мы и соперницы, но всё в дружеской, тёплой атмосфере проходит, и мне это нравится. Здороваемся, желаем друг другу удачи, соперничество — только на плавательной дорожке. Здорово, когда у всех всё получается и мы оцениваем максимальные способности друг друга, когда все в лучшей форме.
— К сожалению, Евгения Чикунова была не до конца здорова. А вас болезни обошли стороной, всё в порядке?
— Если вы про ротавирус, то, слава богу, всё в норме. Подошла к финалу в хорошей форме, чувствовала, что готова, что сегодня мой день. Жене я, конечно, желаю здоровья. Грустно, что так вышло.
«Ни одного косого взгляда за два чемпионата мира!»
— В женском брассе серьёзная конкуренция. Ощущаете, что вписались в мировую элиту?
— Конечно, когда попадаешь в финал, уже понимаешь головой, что происходит, ориентируешься. Думаешь, на что готов, на что способен. Я чувствовала, что мне под силу попасть в награды.
— Ваша соотечественница Анастасия Шкурдай будет завтра бороться в финале 200-метровки на спине. Будете за неё отдельно болеть?
— Конечно, мы с Настей очень хорошо дружим. Надеюсь, что у неё всё получится.
— В отличие от россиян, вы уже выступали ранее на международных стартах, в том числе и на ЧМ в Дохе год назад. Этот опыт сейчас помогает?
— Разумеется, мне сейчас легче, чем когда я дебютировала. Была четвёртой в Катаре, совсем немного мне тогда не хватило. Здорово постоянно стартовать с лидерами мирового плавания, практиковать эти финальные заплывы, плыть и становиться лучше. Без прямого соперничества всё-таки сложно, я понимаю, что спортсменам из России где-то было сложнее в этом смысле.
— Вы общаетесь с российскими пловцами?
— Мы все хорошо здесь общаемся, друг друга поддерживаем. Вот реально, ни одного косого взгляда за два чемпионата мира не встретила! Причём дружеская атмосфера не только у нас в брассе, мы и с другими дисциплинами общаемся, и с пацанами, и с девушками.
— При этом россияне долгое время отказывались от нейтрального статуса, в отличие от представителей Беларуси. Не говорили на эту тему с российскими атлетами? Не уговаривали отойти от принципиальной позиции?
— Я стараюсь никому ничего не навязывать, не лезть. У каждого своя история, свои причины для того или иного решения. Не знаю, как бы я поступила на их месте, как бы мы все поступили. Каждый сам делает свой выбор, исходя из тех или иных факторов.
— То есть вы с пониманием относились к решению пловцов из России отказаться в том числе от Олимпиады?
— Разумеется. Нужно к каждому решению относиться с пониманием, каждый спортсмен вправе сам выбирать, что будет правильно для его карьеры. Но вместе с тем здорово, что сейчас они вместе с нами. Их не хватало плаванию, и результаты это доказывают.
— Чикуновой тоже не хватало на Играх в Париже?
— Конечно, она бы точно претендовала на медаль, на победу. Но у неё всё ещё будет.
«Чикунова — самая сильная спортсменка»
— То есть вы рады возвращению Чикуновой на международные старты? Это же ваша прямая конкурентка.
— Прежде всего, она хорошая подруга, и я рада, что она тут с нами. Мы здорово сдружились за последнее время, вместе стартовали у нас дома, у неё в гостях. У нас сложилась дружеская компания между двумя сборными, и, когда ты видишь своих на большом старте, появляется больше позитивного настроя, есть с кем поговорить в раздевалке, пошутить. И я понимаю, как это важно самим спортсменам, поэтому я за них очень рада.
— В гонке между Дугласс и Чикуновой вы за кого болели?
— Без вариантов — за Женю. Даже несмотря на то, что и к Кейт хорошо отношусь. Просто с Женей мы очень давно знакомы и очень близки.
— У вас был долгое время постоянный спарринг с одной из лучших брассисток мира, рекордсменкой мира. Это помогло выйти на новый уровень?
— Разумеется, это был огромный мотиватор для меня. Она очень классная спортсменка, классная соперница, но в первую очередь она очень классный и сильный человек. У неё сложная судьба, разные повороты карьеры, однако я уверена, что у неё всё ещё впереди, я очень за неё переживаю и всегда болею за неё, поддерживаю. Победы ещё будут, у всех нас.
— Читал, что вы увлекаетесь книгами по психологии. Это помогает в практическом смысле? Например, настраиваться перед стартом.
— Это очень важный момент. Психология помогла мне разобраться в себе, в причинах своих переживаний, она помогает справляться с волнением, контролировать его. Я не останавливаюсь, это постоянный процесс, я продолжаю открывать для себя новые страницы этой науки. И советую каждому спортсмену подумать в этом направлении.
— Можете составить личный топ книг по психологии?
— С ходу сложно сказать, я в растерянном состоянии, но в целом это больше специализированная спортивная психология.
— На кого ориентируетесь в плане ментальной устойчивости? Есть ли какой-то яркий пример перед глазами?
— Сразу скажу — Женя Чикунова. Она для меня самая сильная спортсменка — сильная духом — из всех, кого я встречала.
— То есть она и соперница, и кумир?
— Она и соперница, и подруга, и кумир, и ориентир для меня по жизни. Я стараюсь смотреть на неё и становиться лучше.
Рустам Имамов